Продолжительность: 2-2,5 часа
Языки: русский, украинский
Вещание: трансляция в прямом эфире
Цена индивидуально: 1200 грн
экскурсия "Еврейская Одесса"

На экскурсии вы узнаете историю евреев Одессы, историю происхождения их фамилий, традиции, удивитесь количеству знаменитых имен. Многое, что сделали одесские евреи было впервые: первая сионистская организация, первая еврейская гимназия, первая вакцина против чумы и холеры, первая станция скорой помощи и многое другое. История одесских евреев, как и мировая история этого народа, была и трагична, и оптимистична. Онлайн экскурсия расскажет и покажет!

Немного истории об евреях Одессы

С 1880-х до 1920-х годов еврейская община Одессы была второй по величине в России (после * Варшавы Варшава, столицы Польши, затем в составе царской России) и имела значительное влияние на евреев страны. Основными характеристиками этой общины и ее особой важностью были быстрый и постоянный рост еврейского населения и его широкое участие в экономическом развитии города, выдающийся “западный” характер его культурной жизни и многочисленные общинные институты. , особенно образовательные и экономические учреждения, социальная и политическая активность еврейской общественности, настроения напряжения и борьбы, которые запечатлелись в ее истории, и возникший там еврейский литературный центр.иврит литературный центр .

С самого начала евреи Одессы занимались розничной торговлей и ремеслами. Их представительство в этих профессиях оставалось важным. В 1910 году 56% маленьких магазинчиков все еще принадлежали евреям; они также составляли 63% ремесленников города. Еврейская экономика в Одессе отличалась той ролью, которую евреи играли в экспорте зерна через гавань, в оптовой торговле, банковском деле и промышленности, большим количеством евреев, занятых свободными профессиями, и существованием большого еврейского пролетариата в различных сферах. работа.свободные профессии и существование большого еврейского пролетариата с разноплановой занятостью.

В первой половине 19- гоВ столетии участие евреев в экспортной торговле зерном ограничивалось покупкой зерна в деревнях и поместьях, а также посредничеством и посредничеством в качестве субагентов для крупных экспортных компаний, которыми были греческие, итальянские и французские. К 1838 году евреи были хорошо представлены среди должностных лиц биржи, а также в качестве классификаторов, сортировщиков, весовщиков и даже погрузчиков зерна. Однако с 1860-х годов еврейские предприятия завоевали преобладающее место в экспорте зерна и сумели вытеснить экспортные компании иностранных купцов с их монополистических позиций. В начале 1870-х годов большая часть экспорта зерна осуществлялась евреями, а к 1910 году более 80% компаний по экспорту зерна принадлежали евреям, в то время как на евреев приходилось почти 90% (89,2%) экспорта зерна.

Евреи также занимали важную долю в оптовой торговле; около половины оптовых предприятий принадлежали евреям в 1910 году. В 1840-х годах большинство банкиров и менял были евреями, а в начале 20- х гг.века 70% одесских банков находились в их ведении. Среди промышленников евреи составляли 43%, а произведенная ими продукция – только 39%. В 1910 году 70% тех, кто занимался медициной, были евреями; около 56% юристов и около 27% технических специальностей (инженеры, архитекторы, химики и т. д.). Около двух третей еврейского населения были заняты в ремеслах и промышленности, на транспорте и в сфере обслуживания, а также в других категориях труда. Более половины из них (около трети еврейского населения) принадлежали, с социальной точки зрения, к пролетариату – промышленные рабочие, подмастерья в мастерских и простые рабочие. В течение 1880-х годов они составляли значительную часть еврейского пролетариата (около одной трети), и их уровень жизни, как и у более бедных классов, составлял был очень низким. С прогрессом индустриализации Одессы многие из них были интегрированы в новые предприятия, и количество неквалифицированных рабочих сократилось.

Октябрьская революция 1917 года привела к снижению торгового статуса Одессы, а также к процессу социализации. Хотя это повлияло на средства к существованию большинства евреев, большая часть их опыта и навыков была использована в новой социальной и экономической структуре под разными обозначениями. В 1926 году евреи составляли подавляющее большинство коммерческих служащих (в государственных магазинах и кооперативах), около 90% членов профсоюзов портных, 67% членов профсоюзов типографий, около 53% работающих в в лесной промышленности около 48% муниципальных служащих (в том числе водителей, электриков и т. д.) и около 40% членов профсоюзов свободных профессионалов. Тысячи еврейских рабочих нашли работу в тяжелой промышленности (металлургия, сахарные заводы, судостроение)

Культурные тенденции

В культурном отношении одесская община была самой «западной» чертой оседлости . Его население было собрано со всех регионов России и даже из-за границы (особенно из Бродов в Галиции и из Германии в 1820–30-е годы), и отказ от традиций стал вполне привычным явлением. Эту ситуацию выразила популярная еврейская поговорка: «Адский огонь горит вокруг Одессы на расстоянии десяти парасангов». Низкий уровень изучения Торы в обществе, а также общее невежество и апатия одесских евреев в их отношении к иудаизму нашли отражение в популярных остротах, а также в литературе ( YT * LewinskyВокруг Одессы горит ад на расстоянии до десяти парасангов ». Низкий уровень изучения Торы внутри общины, а также общее невежество и апатия одесских евреев в их отношении к иудаизму нашли отражение в популярных остротах, а также в литературе ( включая ассимиляцию). широко распространенные классы и, таким образом, сформировали социальную основу для роли общины как активного и организованного центра распространения русского образования среди евреев юга России. Социально-экономическое положение маскилим). Языковая и культурная ассимиляция русских охватила широко распространенные классы и, таким образом, сформировала социальную основу для роли общины как активного и организованного центра распространения русского образования среди евреев юга России. Социально-экономическое положение одесских маскилимов («бродистов») сблизило ихвласти и позволили им получить значительное влияние в сообществе и формировании его институтов. Таким образом, Одесса была первой общиной в России, которой руководили маскилим , которые сохраняли контроль над ее администрацией на протяжении всего ее существования: «Совет состоятельных и постоянно назначенных евреев», а затем «Комиссия двадцати» (в которую также входили делегаты должностных лиц синагоги), который был организован как оппозиция руководству общины после 1905 года.

Телеграм